«Универсальная монархия» Путина

Кремль бы, конечно, рад (вос)создать нечто вроде «универсальной монархии» Данте Алигьери, писавшего, что один единственный правитель, которому должно быть подчинены все, так как он, первый князь, ближе всего и угоден всего Господу. Отсюда проистекают путинские рассуждения о том, что «…мы как мученики попадем в рай, а они [агрессор] просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют».

Путин пытается сейчас использовать эсхатологическую риторику Ивана Грозного. Хотя долгое время считал себя адептом Петра Первого, который был настроен антирелигиозно и рассматривал институты церкви лишь как орудие политики. В то время как шведский король, оппонент Петра,Карл ХII был истово верующим, но при этом выступавшим за ограничение власти клерикалов. В момент коронации он выхватил корону из рук епископа и лично водрузил ее себе на голову. Двор был ошеломлён. Петр же поставил церковь в один ряд с другими бюрократическими институтами, упразднив патриаршество и создав Святейший синод.

Универсальный монарх должен быть один, без конкурентов со стороны клерикального истеблишмента. Ровно поэтому у Путина сложные отношения с патриархом Кириллом, также как до этого с Алексием. Нынешний глава РПЦ был бы удовлетворён статусом симфонии духовной и светской властей византийского типа, «править в две руки во имя Господне», но такой исторический опыт, какой был после смуты с дуумвиратом правителей — первым из Романовых Михаилом Федоровичем и его отцом патриархом Филаретом, неповторим. Государственные грамоты того времени писались от имени царя-сына и патриарха-отца. Но то был очевидный компромисс, призванный перешагнуть, преодолеть последствия смуты. Однако сейчас мы стоим на пороге смуты.

В этой странности и надо прочитывать идею Кремля о позиционировании себя как мирового центра консерватизма и неофеодализма, проклятия в адрес либерализма и заигрывания с Твиттер-безумцем Трампом.

РУСЛАН АЙСИН

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *