Зажигалка Zippo атрибут не только ковбоев. Известный бренд проложил дорогу даже в мире моды: небольшой кармашек справа на джинсах. Сомнительные вещи переносятся в зажигалке, запах бензина позволяет скрывать следы. Неочевидное в очевидном. Действительное двойное дно.
Разговоры о глупости людей последних двух поколений ведутся повсеместно. У них плохая память. Они необразованны. Они потребляют и это единственное, что они могут. Их потребление пошло. Они люди массы, то есть, удовлетворены собой и своим существованием и не имеют высокого образца, к которому нужно стремиться. Они ленивы. Они не могут сосредотачиваться. Они не могут коммуницировать, несмотря на обилие социальных сетей.
«Из глубины преисподней наношу тебе удар!» — фраза Ахава (герой «Моби Дика» Г. Мелвилла) пронизана духом гегельянства. Будто колесо зажигалки бьет по кремню. Много огня. Сегодня это не котируется. Философия не в моде. Она излишне сложна и даже опасна. Антропология Гегеля изгнана. Гегель видел лучших людей, как постоянных игроков, вечно ставящих свою жизнь на кон. Ныне господа и рабы определяются не по отваге и смелости. Нейробиология творит демаркацию. Эстетика мускулистого тела переносится на мозг. Мощные руки у атлета, мозг с большим количеством синапсов (нервными соединениями) у новых господ. Мощь мозга отличает их от людей второго сорта. Оправдание власти имеет что-то от голливудской эстетики. К фарфоровым зубам и рельефному прессу добавляется развитой мозг, со сложной картографией. Это тоже часть здоровья. Мозг тренированный обещает защиту от деменции.
Богатство в этом мире инфантилов дает возможность получить премиальное образование, которое сводится к особо эффективной гимнастике для ума. Доступна она отпрыскам господ. Школы, где у учащихся отбирают телефоны и не используют компьютеры и проекторы, требуют за обучение солидных денег. И в этом много ироничного. Разве образование не боролось за техническое оборудование в школах? А теперь особый шик в том, чтобы максимально дистанцироваться от него. Чем более образование отходит от нынешних стандартов и приближается к образованию классическому, тем оно дороже.
Обычный человек в информационном мире, скорее всего дебил. И это не его вина, но его судьба. Его жизнь — трепыхание в паутине быта и размышления над навязанными проблемами низкого пошиба. Рефлексия над новостной лентой и повесткой ютюб-блогеров. Серфинг интернета, информационные зависимости. Мы все дебилы, полудебилы и т. д. Конечно же, каждый из нас считает, что он умен и видит сквозь стереотипы. Это не что иное, как самый большой когнитивный стереотип.
Все это подается нам как часть современной биологии. Эти доводы убедительны. Так же как убедителен огонек, питающийся от шариков из искусственного шелка, пропитанных бензином. Но если разобрать зажигалку? Что будет внутри нее? Только ли заводские комплектующие? Не окажется ли там чего-то неучтенного, сокрытого? Не обнаружим ли мы при снятии ватной прокладки криптоаристократизм? Наверху умные и здравомыслящие — лучшие люди, внизу чернь. Аристократизм здесь не всамделишный, это фейк. Это то, что нужно подсунуть другим, ну и самому себе, как успокоительное. Криптоаристократическая теория это аддиктивный препарат для олигархии.
Белая кость и голубая кровь против черной кости и красной крови. Так было раньше. Мозг развитой и сложный, против хилого и нетренированного — это сейчас.
Набоков говорил, что человек складывается благодаря трем факторам: гены, окружение и Х-фактор. Влияние X-фактора определяющее. Дух дышит, где хочет. И золото не может очертить границы этого дыхания. Вы скажете, что это поэзия и будете правы. Ну что же, лучше поэзия, чем ничего.
В романе Блейка Крауча «Пустошь. Дом страха» маньяк похищает писателя. Заставляет его читать реалиста политической теории Макиавелли и участвовать в убийствах. При попытке отказа маньяк берет револьвер, вставляет патрон (количество патронов равняется количеству прегрешений) и заставляет писателя сыграть в русскую рулетку. Будем верить, что наше обучение современным теориям социума будет помягче, ну или мы будем потверже.
НЕБОЙША АРКАН