Соучастник Системы

«- Опомнись! Салфеточки, чистый пол, когда-нибудь своя фирма. Сколько уже отложил? Однажды… однажды мечта сбудется. Однажды ты проснёшься ночью и поймёшь: что-то не срослось, жизнь прошла, ты уже не молод. Не сумел. С самого начала не было шансов. Ты заталкиваешь мечту поглубже в память, глотаешь пилюли и остаток жизни дотягиваешь под гипнозом телемути…»

«- Чёрт! Ты его убил?- Нет, я стрелял в него, а убила пуля». Цитаты из фильма «Соучастник»

Есть такой фильм «Соучастник» (Collateral, реж. Майкл Манн, 2004). Обычный чернокожий таксист Макс (Джейми Фокс) ловит необычного клиента (Том Круз), который за хорошую оплату предлагает ему поочерёдно отвезти его по пяти адресам. Пассажир, представившийся Винсентом, оказывается профессиональным киллером и все эти адреса поездки оказываются местами локации приговоренных мафией к смерти. Винсент, угрожая, заставляет таксиста беспрекословно выполнять все его преступные приказы. Таксист начинает понимать, что рано или поздно киллер устранит его как ненужного свидетеля. Винсент цинично грозится убить также мать таксиста, если вдруг вздумает сопротивляться. Так, Макс невольно становится соучастником кровавых преступлений и понимает: единственный способ спастись — вступить в неравную схватку с спецназовцем-киллером. Макс просыпается…

Этот сюжет может быть хорошим аналогом отношений между молчаливым обывателем и Системой. Система сначала заключает т.н. «общественный договор», обещает стабильный заработок, комфортное существование, гарантирует пенсию и т. д. Главное — обыватель должен не выпячиваться, не думать и всегда помалкивать, послушно выполнять свою работу. Общество, подписавшись под кабальные условия, всю жизнь батрачит на Систему, становясь соучастником её злодеяний.

У обывателей не сразу открываются глаза на происходящее, но и открывшись, они быстро впадают в комфортное забытие и продолжают тащить на своем горбу гигантского Монстра — Левиафана: голосуют, платят налоги, топают на марше, выполняют приказы, игнорируют творящееся зло, затыкают уши на голоса страждущих, воспитывают своих детей как рабов, активно и пассивно поддерживают тотальную несправедливость. Малейшее смятение и протест вызывает у Системы немедленную реакцию, она начинает угрожать тюрьмой, пытками, убийством и, подобно Винсенту, казнью родных представителей протеста.

У Левиафана, как и у всякой системы, основная задача — существовать любой ценой. Когда надо монстр с легкостью бросает своих подневольных в пекло. Человек должен понять, что у Системы нет никакой реальной цели, она как часть материального бытия не обладает трансцендентной мотивированностью (ассасин Винсент говорит: «У жизни и смерти нет высокой цели, как и низкой»). В этом смысле она является ничем иным как идолом, истуканом. Приняв условия Системы, обыватель обрекает себя на гибель, ибо прежде всего он предает себя, свою Цель. Чем раньше человек поймет, что он не был рожден для служения идолу, тем быстрее он освободится и осознает, что изначально его Целью была борьба с этим идолом.

РАВИЛЬ ГУСЕЙНОВ