Неолиберализм и тени теней

К вопросу о неолиберализме. Одним из видных столпов неолиберализма был австриец Фридрих фон Хайек. На него любит ссылаться прогрессивная беловоротничковая публика. Он делил общества на «таксис» и «космос». Первые встроены в некий политический проект, где ясная цель, задачи, главенствует государство, экономика регулируема и т. д. Он относит их к родовому строю. «Космос» — это спонтанный строй, общество, проистекающее естественным путём, организующееся для реализации практической деятельности. Оно живет без конкретной сверхцели. Люди в «космосе» заняты достижением личной, а не общей цели. Человек человеку волк.

Хайек отводит решающую роль рынку, «невидимая рука рынка» сама все отрегулирует, высветит и определит общественные законы. Рынок и есть социальная ткань. Его идеи подхватил идеолог «открытого общества» Карл Поппер. Для них общество всё, саморегулирумое божество, чистая плерома, альфа и омега.

В когорту к Попперу и Хайеку стоит записать и Айн Рэнд с её книгой-манифестом «Атлант расправил плечи». В её круг входили Ален Гриспен, 20 лет возглавлявший ФРС США, и создавший задел для доминировании американской финансовой системы, известный экономист Милтон Фридман и Рональд Рейган (в представлениях не нуждается).

Американские неоконсерваторы восхищаются ей, она во многом поспособствовала новому импульсу интереса к неолиберальным принципам. Айн Рэнд, родилась в Российской империи (настоящее имя Алиса Розенбаум). По её мнению, высшей ценностью является индивидуализм и эгоизм, они двигают личность к новым высотам. Такое банально понятое ницшеанство (его вообще мало, кто понял по-настоящему). Сильные и богатые не должны помогать бедным и немощным, считает она. Все формы распределения материальных благ, помощи низам должны быть ликвидированы. «Свободная рука рынка» сама отберёт сильных и слабых, сама отметит, кто достоин хорошей жизни, а кому уготовано спасть на улице, как чандалам в Индии.

По сути, это социальный дарвинизм, основанный на принципе «прав тот, кто сильнее и богаче».

На этом основании стоит вся современная система угнетения и подавления, а как общественная формация выражена в индивидуализме и атомарности. Всё это пазлы информационного общества, где человек сугубо единица информации, терминал, создающий сложную матрицу коллективного человечества, в котором сакральность заключена в парадоксе собственного существования Матрица живёт ради себя, это симулякр бытия. В информационном обществе симулякры становятся высшей степенью бессмыслицы. Тени теней не могут знать о подлинном свете.

РУСЛАН АЙСИН