Музыка в исламе

Рассмотрим Священный Коран и хадисы пророка ислама (сас). Аллах говорит Иблису в Коране: «Провоцируй из них тех, кого сможешь своим голосом.\” 17:64 (Ночной перенос). Ученые объясняли этот аят тем, что голос шайтана это музыка. Разве не замечали вы, что человек слушает музыку и начинает дергаться под нее. А бывает, что человек проходит и слышит музыку, мелодия войдет в ухо и он весь день повторяет эти слова из песни. Не зря же одно из имен шайтана وسواس (Васвас) «Нашёптывающий». По этому поводу в Коране говорится: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и т. п.), чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и издевается над этим (путём Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (31:6 Лукман)

Единогласным мнением ученых ахлю сунна является то, что музыка это голос шайтана. Есть также хадис, в котором пророк (сас) предупреждает: «В моей общине появятся люди, пьющие вино, но называющие его другим словом, и при нём они будут играть на музыкальных инструментах. Аллах накажет их, и земля их поглотит и превратит некоторых из них в обезьян и свиней».

Давайте рассмотрим мнения сподвижников пророка (сас) Ибн Масуда и Ибн Аббаса. Ибн Масуд был одним из первых кто принял Ислам. Будучи очень образованным человеком, он обладал почти феноменальной памятью и знал наизусть весь Коран.

Ибн Аббас выдающийся сподвижник и двоюродный брат Пророка. За его необыкновенные познания мусульмане дали ему прозвище Хабр аль-умма («учёный общины») Он был толкователем Корана и богословом. Ибн Аббас был одним из теоретиков в области исламского права, он сам давал фетвы по правовым вопросам. Эти сподвижники трижды клялись Аллахом, что музыка запрещена в исламе.

Сообщается со слов Ибн Аббаса, что в Мекке, в начале пророческой миссии пророка, Надр Ибн Харис покупал певиц и когда слышал, что кто-нибудь прислушивается к пророку, посылал к такому человеку одну из них, и она хорошо угощала его и пела ему песни, чтобы у него не осталось никакой склонности к посланнику Аллаха, и об этом были ниспосланы слова Аллаха Всевышнего: «И среди людей есть такие, которые покупают бессмысленные (отвлекающие, праздные) слова, чтобы сбивать с пути Аллаха без всякого знания и обращают это в забаву. Уготовано (людям) таким наказание унизительное».

В этом аяте Всевышний Аллах говорит о людях, которые предпочли словам истины и Корану — песни, наполненные бессмысленными словами. Ибн Аббас сказал: «Этот аят ниспослан о песнях и о том, что связано с этим».

Ибн Масуд также сказал о словах Всевышнего: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества — это песни!», — повторив свои слова трижды. Он также добавил, что пение зарождает в сердцах людей лицемерие, как вода взращивает растение.

Таковым было мнение сподвижников пророка. А что произошло потом? Затем пришли люди и сказали: «зачем нам это мнение? Это всего лишь мнение сподвижников!»

Есть люди, для которых этих доводов не достаточно, и они считают, что запрет музыки должен быть подкреплен мнением имамов четырех мазхабов. Что ж, рассмотрим высказывания четырех имамов: Имам аш-Шафи’и сказал: «Тот, кто принимает участие или связан с этим (пением и музыкой), тот, по сути, занимается пустоделием, потому что время, потраченное на это, есть пустота и бессмысленность, а значит, такой человек подобен слабоумному, и мы отвергаем его свидетельство». Когда имама Малика спросили: «Почему некоторые жители Медины позволяют себе пение?» Он ответил: «Этим занимаются наши нечестивцы».

Передают со слов Имама Малика, что пророк сказал: «Прокляты два звука в мире этом и в мире ином: дудка — при радости и причитание — при бедствии». Имам Малик говорил: «Музыку слушает только развратник».

Имам Абу Ханифа говорил: «Слушать музыку является развратом, а наслаждение ею — неверием». «Не дозволено давать плату за пение и причитание, воистину музыка — вино для души».

Имам Ахмад: «Это грязь и запрещено сидеть там, где поют песни».

Шейх уль-ислама ибн Таймия сказал, что «Пение — это талисман прелюбодеяния. Оно является причиной непристойных поступков. Попадая под влияние пения и музыки, души даже самых целомудренных юношей и девушек разлагаются, что облегчает для них впадение в разврат, как это происходит с пьяницами». Он также сказал: «Песни не приносят душе никакой пользы, а наоборот, причиняют ей огромный вред. Песни для души подобны вину для разума, и по этой причине они гораздо сильнее одурманивают их любителя, чем вино!»

Также прекрасно сказал шейх Ибн аль-Къайим: «Если кто-то привыкает к пению, то непременно в его сердце незаметно проникает лицемерие. И если бы человек знал сущность лицемерия, он замечал бы его в своем сердце. Когда совмещаются вместе в одном сердце любовь к пению и любовь к Корану, то непременно одна любовь вытесняет другую. Мы видели, как трудно (заучивать) Коран любителю пения, как не получают они удовлетворения от него (Корана), и как не получают пользу от его чтения. Их сердца при этом остаются безучастными. Однако, услышав пение, оно настолько завораживает их, что они с радостью готовы слушать его до поздней ночи. Поэтому они предпочитают слушание песен и музыки слушанию Корана. Редко можно встретить большого любителя музыки и песен, который не был бы самым нерадивым среди людей в том, что касается молитвы, а особенно коллективной молитвы, совершаемой в мечети».

Большинство людей не замечает главного фундаментального положения запрета музыки. Музыка — это антагонист СЛОВА. Музыка подменяет речь, она является жреческим инструментом воздействия на человека, антагонистом того, о чем говорят пророки и люди единобожия. А музыка говорит не языком, а некими ключами, которые концентрируют в человеке другое восприятие бытия. Например, статуи греков указывают символически на обитателей Олимпа, по-нашему, джиннов. Эта невербальная мудрость основана на неартикулированном выражении, подразумевании. И музыка в данном случае, — это средство невербального донесения состояния, которое связано с этой мудростью. Это всё относится к сфере Иблиса, к сфере тонкого огня.

Передаю со слов Гейдар Джемаля: «Самое главное. Есть две вещи, на мой взгляд. Принципиальные две вещи, противостоящие друг другу. Есть мудрость и есть мышление. Это враждебные друг другу вещи, они воюют. Мудрость — это вещь, которая основана на символе, на интуиции, а её языком является музыка, образ. Мудрость — это как раз взаимопроникновение вот этих идей, которые были возможностями, но стали идеями. Что значит идея? Это невербальная форма. Музыка — вроде бы мы все понимаем музыку, слушаем Бетховена, и вроде бы у нас есть некое понимание. Но это понимание нерасшифровываемое, это некое чувство реальности, интуирование её во всей полноте. И есть мышление. Мышление — это, прежде всего, работа с именами, которые превращают хаос в порядок. Потому что, на самом деле, что такое мышление? Это оперирование именами, которые пятна Роршаха делают подлинными концентрами. Мышление существует только потому, что у человека есть центральная позиция. То есть он равноудален от всего, для него что заяц, что звезда, что женщина с коромыслом, что елка — все одинаково далёкие вещи, а он как бы сидит на пригорке в центре и устанавливает связи между ними через имена, которые имеют точкой сборки только его как свидетеля. То есть мышление — это оперативное, непрерывное восстановление его центральности на земле. Поэтому вот этот процесс мышления создаёт при правильном применении ту самую ткань, которая начинает резонировать с замыслом, то есть, которая отражает сюжет».

И наконец, истинному мусульманину достаточно того, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретили какую-либо вещь, даже если он и не знает объяснение и истинную причину этого повеления, ибо не всегда запрет связан с причиной! А Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение» (аль-Ахзаб, 33: 36).

МУРАД БАГИРОВ