Роль Ислама в истории казахов. Основные тезисы

Этнос.

Формирование казахского этноса произошло в эпоху масштабных глобальных изменений на территории нынешнего Казахстана. Это были самые кровавые, жестокие и трагичные четыре столетия с XI по XV века. Поэтому, в таких самых трагичных условиях, сопровождающие потрясения, только великий фактор мог повлиять на формирование этноса и, таким фактором был Ислам.

История начала прихода Ислама на наши земли берет начало с 751 года с момента, когда Аббасидский Халифат вместе с Карлукским Каганатом нанесли сокрушительное поражение Танской империи. После этой победы началась исламизация степей, которая окончательно сформировалась в XI веке. Правление Государства Караханидов в этот период, где Ислам был государственной религией, окончательно сформировал исламское мышление в сознании кочевников. Однако наши предки кочевники-мусульмане еще не утвердились как этнос казах, этому есть доказательство трудов великого ученого тех времен, авторитет которого непререкаем и по ныне, собирателя сборника тюркских наречий Махмуда аль-Кашгари. Так вот, в этих трудах нет ни слова об этносе и этнониме \”казах\”.

После падения Караханидов, в степи пришли Каракидане (Каракитаи), они ввели репрессии против Ислама, разрушались мечети, происходили угнетения против мусульман. Кочевники мусульмане перекочевывали в сторону укреплявшегося Чингисхана. Чингисхан был толерантен ко всякой религии, при этом в его государстве все его подданные беспрекословно подчинялись законам Ясы, которые он утвердил. Свод законов Ясы по содержанию был комплементарен с Шариатом, поэтому кочевники-мусульмане в большинстве своем быстро стали основой армии Чингисхана.

Особенное устройство войска Чингисхана, которое состояло из десятин, сотен, тысяч и туменов, формировалось на принципе размежевания. Это означало, что в одной ячейке, будь то десятина или формирование крупнее, бок о бок сражались и подстраховывали друг друга от смерти мусульманин, язычник и кафир. Такие условия вырабатывали братство, т. е. полное доверие своей жизни брату по оружию. Но брат по оружию не был братом по вере. Величие Ислама в том, что после Чингисхана войско монголов в большинстве состояло из мусульман, братья по оружию немусульмане становились мусульманами. Всего через несколько десятилетий внук Чингисхана принимает Ислам и образовывает самое мощное государство Золотая Орда. Ислам вновь стал государственной религией в степях.

Этногеномика.

В основе этногеномики лежит исследование на предмет анализа палеоДНК. Этот анализ позволяет определить общегенетический портрет этноса и относительно точный возраст этногрупп. Единый этнос казахов состоит из сообщества родоплеменных этногрупп, например: Дулаты, Аргыны, Найманы, Алшины, Албаны и т. д. Так вот, после как провели анализ палеоДНК всех этногрупп, выяснили идентичность генетического портрета и один возраст. Возраст казахских этногрупп относят к периоду с XIII века по XIV век. А это как раз эпоха расцвета Золотой Орды. Таким образом, вне всяких сомнений можно сделать вывод, что именно в Исламе произошло формирование казахского этноса.

В XV веке образовалось Казахское Ханство. Новая веха в глобальной истории, когда образовывались этнонациональные принадлежности, коснулась и молодого этноса казахов. Но основе казахского этноса было образовано новое государство казахов. Огромные территории и кочевой образ жизни казахов сформировал три автономных центра. Эти три центра формировались из ментального принципа. Основа ментального принципа состояла из нескольких факторов, основные два  это географическое соседство этногрупп по кочевке и время принятия Ислама. Поэтому, Страший Жуз называется старшим потому, как сообщество этногрупп внутри этого Жуза первыми приняли Ислам. Средний Жуз и Младший Жуз приняли Ислам поочередно и их названия соответствуют времени принятия Ислама.

Несмотря на ментальные особенности, в огромном Казахском Ханстве верховенствовал исламский закон Шариат. Шариат стал правовой основой Казахского Ханства. Тому пример свод законов Жеты Жаргы. Разберем один из семи пунктов, который называется Требование компенсаций. По канонам Ислама пострадавшая сторона имеет право на месть за убийство своего ближнего. Кровная месть заполонила степи, это стало большой проблемой для единства Казахского Ханства. Так же в Коране Всевышний говорит нам, что если оставить месть ради Него, то Милость от этого будет несравненной, пример Его слова из Корана «если бы вы знали». Основываясь на стремлении к получению рабом лучшей Милости от Всевышнего, величайшие имамы трех Жузов Толе би, Казыбек би и Айтеке би, авторы Жеты Жаргы, на основе Корана вывели фетву (положение, обязывающее каждого казаха), которое по причине политической необходимости запрещает убийства по кровной мести. Ведь внутренняя вражда совсем не уместна, когда внешние враги уже явно угрожали. Теперь уличенный в убийстве обязан был выплатить большой откуп родственникам убитого, что полностью соответствует Шариату и, таким образом инцидент исчерпывался. Со временем вендетта в казахских степях была искоренена.

Триединство Жузов это уникальный по тем временам институт государственности. Во главе каждого Жуза стоял духовный лидер, их называли Би. Этимологически слово Би происходило от слова Билик (власть), т. е. звание Би означало обладатель власти. В понимании значения слова Би среди простых казахов, еще было, как обладатель права судить. Мы не помним из истории, что Бии становились монархами в своих Жузах, но мы помним и больше ассоциируем слово Би с теми, кто обладал полномочиями судьи, причем несомненным являлось то, что Бии были эталонами справедливости в степях. Таким образом, Бии обладали властью и судебным правом, что согласно Шариату означает полное соответствие каноническому слову Имам. Имамы трех Жузов самостоятельно принимали социальные и локальные политические решения на своих территориях, главный принцип это справедливость.

Государственная повестка формировалась путем созыва Имамов трех Жузов, авторитетных воинов и видных деятелей, под председательством Хана. Такой институт назывался курултаем. Курултай казахов решал государственные задачи на основе Шуры (Совет). Лучшие люди государства советовались и определяли дальнейший вектор, решающее слово в основном было за ними. Роль Ханов была аккумулировать общую повестку и эффективно реализовывать решение Курултая. Ханы Казахского государства не относились ни к одному из Жузов, они были прямыми потомками Чингисхана, но со временем ставшие казахами. Нейтральность ханов к Жузам была основным принципом для обладания верховной власти, поэтому Ханами казахов становились исключительно потомки Чингисхана (Торе), но власть ханов не была тотальной, над этой властью стояла Шура, т. е. Совет Курултая. В истории есть факты, когда Курултай смещал хана за то, что тот не справлялся со своими обязанностями. Поэтому, такой уникальный институт государственной власти порождал в сердцах юных, будущих ханов исключительно воинские, пассионарные качества, так как только авторитетные, смелые, справедливые Ханы утверждались Курултаем.

НУРЛАН ИСАГУЛОВ