Китай сегодня самая индустриальная страна в мире. Проблемы экологического, природного плана в поднебесной оказывают влияние на соседние страны, в том числе, на страны Центральной Азии.
За последние десятилетия в Китае значительно изменился климат, особенно в северных регионах, где большая концентрация промышленности. Засуха стала серьезной проблемой для страны. Кроме того, в Китае проживает около 20% всего населения планеты, при этом запасы пресной воды составляют 7% от мировых. Ко всему прочему распределение пресной воды по огромной стране неравномерно. Если жители южных регионов КНР с полноводной Янцзы более-менее водой обеспечены, то население Северной Китайской равнины, междуречья Хуайхэ и Хуанхэ, где проживает треть населения, на регулярной основе страдают от дефицита пресной воды.
Дефицит пресной воды в Китае – это результат обратного эффекта промышленного бума. За двадцать лет высохло около 28 тысяч рек (!), 400 городов испытывают постоянную нехватку пресной воды. Такими темпами, еще через 20 лет, ситуацию по воде на севере Китая можно будет сравнивать с засушливой Африкой. А это самая настоящая экологическая проблема, которая уже касается соседей.
Для руководства Китая еще до промышленного бума, в связи с быстрым ростом населения, существовала проблема дефицита воды на севере, и оно рассматривало возможные решения по отводу южных вод на север еще тогда. С развитием промышленности принятие решения по этой проблеме приобрело острую необходимость. В итоге, в 2002 году, руководство Китая утвердило свой проект века по повороту рек Янцзы и Хуанхэ из их устья на север. Утвержден был и маршрут отвода рек, который пролегает на север и северо-восток. Маршрут был завершен в 2014 году. В общей сложности вышло 1 267 км, и до 2030 года будет перенаправлено более 13 миллиардов кубических метров воды. Это по-настоящему огромнейший проект и, стоит он колоссальных финансовых средств и большого человеческого ресурса.
Чем все это может обернуться? Очевидна попытка восполнения потока воды в обмелевшей Желтой реке (Хуанхэ) водами реки Янцзы. То есть задача водного обеспечения северных провинций будет решаться на грани риска получения экологической катастрофы континентального масштаба. Потому что реки Хуанхэ и Янцзы являются одними из крупнейших на Евразийском континенте, а стало быть, вмешательство человека путем создания таких крупных проектов и изменение природного русла рек скажется на экосистеме Евразии в целом.
Эти две крупнейшие реки Китая берут свое начало на западе страны и питаются тысячами малых речушек с Тибетских гор. Там же берут свое начало крупные казахские реки Иртыш и Или. Так вот, если Китай, как и планирует нарастить еще больше водо-потока своих крупнейших рек Хуанхэ и Янцзы, то им придется «поворачивать» в свою сторону дополнительно другие малые речушки, которые, возможно, питают Иртыш и Или. Как мне видится, особенно это коснется Или. Трансграничная река Или впадает в озеро Балхаш, которое имеет мелкое дно. А такое озеро, не смотря на большую площадь, при существенном снижении водопотока основной питающей реки Или, рискует в кратчайшие сроки обмелеть. И тогда Евразия получит второй Арал, но уже с более масштабными проблемами. Эту проблему надо решать сейчас, завтра будет поздно.
ИСА НУРЛАНОВ