События 1916 года, когда вся Средняя Азия восстала против царского указа о призыве населения на прифронтовые окопные работы, переполнены трагизмом. Эти трагические события в истории мусульман региона Центральной Азии не достаточно изучены и исследованы. Советские историки раздробили на фрагменты эти события. В Советском Казахстане интерпретировали эти события, как национальную освободительную борьбу во главе с Амангельды. А в Советском Кыргызстане практически об этом не говорилось. В современном Кыргызстане больше говорят о последствиях, т.е. о трагедии Уркун, когда сотни тысяч кыргызов были жестоко репрессированы карателями царской власти и трагическом великом переселении в Восточный Туркестан.
В первой декаде августа от имени манапов были разосланы письма всем мужчинам мусульманам Пржевальской и Пишпекской волостей о начале вооруженного восстания против царя и его указа. Одними из первых лидеров восстания были Мокуш Шабданов и его братья, сыновья известного чон-манапа Шабдан батыра. Немногим позже к восстанию присоединились манапы Канат Абукин и Курман Лепесов. Под знаменами героев собирались около 20 000 воинов. Тем не менее, отсутствие должного вооружения и организации этих сил не позволило эффективно противостоять пушкам и стрелкам царской армии. Это восстание продлилось несколько месяцев, и в итоге было подавлено кровавыми карательными действиями царского режима. Жестокость карателей не знала границ. Они могли за раз казнить 500 и более человек. По некоторым данным в результате этих трагических событий население севера Кыргызстана сократилась больше чем вдвое.
Историки, в разные годы, описывая эти события, задавались вопросами о причинах этих восстаний. Множество версий не давали однозначного ответа. Но историки почему-то исключали, на мой взгляд, главную причину – религиозную. Ислам был основой в социальной и политической жизни кыргызов. Например, Мокуш Шабданов незадолго перед восстанием совершил хадж в Мекку. Курман Лепесов был знатоком шариатских норм и заставлял своих сыновей выучить наизусть Коран. Канат Абукин был сватом Курмана Лепесова и провозглашен ханом на общей Аш-Шуре (совета племен). Ислам исповедовали все кыргызы и ислам не мог не быть ключевым фактором в восстании кыргызов 1916 года.
Социополитическая организация кыргызского народа базировалась на устройстве сетевых родоплеменных общин. Во главе каждой из этих общин стояли вожди – манапы. Манап у кыргызов являлся духовным и политическим деятелем, который сам жил по справедливости и споры разрешал, согласно канонам шариата. Если манап не был справедливым и умным, то его покрывали позором и соплеменники могли откочевать от него либо подвергнуть изнанию. Если говорить политологическим языком, действовали самые настоящие законы кочевой демократии. Сила манапов была не в их богатствах, а во власти, которой они обладали. Эта власть строилась на полном доверии соплеменников. Не редко манапы в старости уходили из жизни бедными, потому что не преследовали цели быть богатыми. Например, так завершил свой жизненный путь отец одного из лидеров восстания Мокуша Шабданова, известный чон-манап Шабдан-Батыр. О нем говорили так: «Слабым он давал силу, бедняков обеспечивал скотом, бездомных — крышей над головой, не услышанным давал голос, безверным возвращал веру!». Все эти описанные качества есть самые настоящие критерии мусульманских правителей.
Так в чем же основная причина восстания? Население Центральной Азии в те годы имело более выраженную комплементарность (взаимодополнение), нежели на сегодняшний день. Это после мы стали национальными суверенитетами и разными народами. А в те года, к слову, не требовались переводчики – казахи, кыргызы, узбеки легко понимали друг друга. Языки были более динамичными, в которых процент арабизмов составлял 60 процентов и более. Все это говорит об огромной роли ислама в жизни кыргызов и других народов региона. Ислам был главным наднациональным фактором в кочевой жизни, в том числе и в восстании 1916 года. Ведь восстали все народы Центральной Азии. Дело в том, что царь Николай II своим указом сделал огромную ошибку, направляя мусульман на прифронтовые работы в войне с Османской империей. Царь знал, что мусульмане-туземцы, как он называл все оккупированные народы, не пойдут воевать против мусульман-османов, если отправить их на передовую, поэтому он отправлял их только на окопные работы. Однако существует психология мусульман, что намерения первичны. То есть не важно, чем воевать киркой или винтовкой против своих. А самое главное, османский император являлся Халифом (правителем) для всех мусульман на земле и ни один мусульманин не мог поднять своего оружия против законного правителя. В совокупности все вышеперечисленные факторы оказали решающую роль в восстании мусульман Центральной Азии в 1916 году.
ИСА НУРЛАНОВ