Уже стало доброй традицией, что в конце лета или в начале осени выходит новая книга Виктора Пелевина. Этот год не стал исключением и роман Пелевина «Непобедимое Солнце» вышел 27 августа 2020 года.
Виктор Пелевин — человек чрезвычайно «закрытый» и таинственный. Он не входит в литературную тусовку, не появляется на публике, очень редко даёт интервью и предпочитает общение в интернете. Его затворничество коррелирует с его творчеством, в котором, во — первых, очень чётко отражается тотальный кризис современной цивилизации, а во — вторых, в нём насквозь сквозит в качестве экзистенциального субстрата неприятие нынешней модели мироустройства, с его многочисленными «болезнями», «уродствами» и пороками. Пелевин — отшельник, и это его сознательный, продуманный выбор. Затворничество Пелевина дарит ему удовольствие, граничащее с ликованием, так как, по его словам, он любит писательство за то, что оно не требует никаких специальных вложений (в отличие от кинематографа, например, когда нужны люди, софиты, камеры, мешки денег), а ещё — писательство отличается уединённостью и дарит абсолютное чувство свободы.
Каждый новый роман Пелевина задаёт интеллектуальные тренды в среде «посвящённых» в его творчество. В 1996 году критики назвали роман Пелевина «Чапаев и Пустота» первым в России «дзен — буддистским» романом.
В 1999 году вышел культовый роман «Generation П», описывающий жестокую и бесшабашную жизнь российских 1990 — х годов с её лихими деньгами. Здесь и «новые русские», и простой народ, и бандиты, и элита; наркоманы, люмпены, циничные рекламщики, телеаналитики, «глянцевые» журналисты.
Своеобразное переплетение шумеро — аккадской эзотерики, рекламных слоганов, наркотических трипов, бандитских разборок, порочного влияния телевидения как основополагающего фактора в формировании общественного мнения — всё это очень ярко обозначено в романе Пелевина «Поколение П».
Особо хотелось бы выделить, сформированную в романе экономическую теорию потребления, изложенную, по сюжету, духом Че Гевары, так называемую теорию Вау — импульсов. Центральным понятием этой концепции является Оранус — человеческое общество в целом как Система потребления. Люди в этой Системе всё оценивают в деньгах, как заработанных, так и потраченных. Вау — импульсы — это сигналы, стимулирующие зарабатывать и тратить деньги и думать только о них. Пелевин выделил три типа Вау — импульсов:
1) оральный вау — импульс, побуждающий человека зарабатывать как можно больше и любой ценой;
2) анальный вау — импульс, побуждающий к акту испускания денег. Факт траты денег приносит огромное удовольствие;
3) вытесняющий вау — импульс. Заключается в полном игнорировании всего, что не относится к деньгам.
Пелевин показывает как симулякры, навязанные средствами массовой информации, создают образ счастливого человека, который нашёл своё счастье в обладании материальными ценностями. Для того, чтобы соответствовать высокому уровню обеспеченности и производить должное впечатление, люди вынуждены покупать дорогую одежду, аксессуары, престижные автомобили и т. д. «Всё, чем занимается современная экономика, социология и культурология — это, в сущности, описание обменных и соматических процессов в оранусе» («Generation П»).
В 2003 году вышел сборник Пелевина «Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда» (ДПП.NN), большую часть которого составляет роман «Числа», в котором автор обращается к вопросу символизма и магии чисел. Роман о противостоянии двух российских банкиров, числа — покровители которых — антиподы: 34 и 43.
В 2004 году был издан роман «Священная книга оборотня». История любви древней лисы — оборотня по имени, А Хули и молодого волка — оборотня, генерал — лейтенанта ФСБ, — Александра Серого. Сфера деятельности Саши Серого — разведка и добыча нефти. Основные участники этого процесса, по книге, — волки-оборотни, использующие череп пёстрой коровы в качестве тотема и чувствующие новое месторождение нефти.
В 2006 году вышел роман Пелевина «Empire V».
«Роман «Empire V» — это в чистом виде переиллюстрация гейдаровской идеи о том, что у социума, у общества есть механизм по выкачиванию жизненных соков для Великого Существа — Сатаны. Пелевин просто переложил тему «внутреннего времени» по Джемалю на баблосы (деньги)…\” (Руслан Айсин)
Роман «Empire V» и его продолжение — роман «Бэтман Аполло» (2013 г.) — это книги о вампирах, которые корпоративно правят миром.
«В 2012 году, после Болотной, Гейдар общался с писателем Виктором Пелевиным. Они гуляли, и Пелевин сказал такую интересную мысль, что всё его творчество и есть преодоление идеи „Ориетации — Север“. Он сказал, что ещё в юности познакомился с этой книгой и она произвела на него неизгладимое впечатление, оставила занозу в мозгу» (Руслан Айсин).
На вопрос: «Если гипотетически предположить, что Нобелевскую премию вручили бы россиянам — кто мог бы её получить?» — Гейдар Джемаль в 2006 году назвал имена трёх писателей: Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Юрий Поляков («при всей его (Полякова) ранней «внутренней фальши», азначит несвободы втворчестве, когда нужно было устраивать иродную страну, имир, который там, за«железным занавесом»). О Пелевине, в частности, Джемаль сказал следующее: «Виктор Пелевин. Потрясающий писатель, остро чувствующий эпоху, общество, его настроение и тонко передающий всё это».
В декабре 2010 года в продажу поступил сборник повестей и рассказов «Ананасная вода для прекрасной дамы», в который вошла работа «Зенитные кодексы Аль — Эфесби», в ней Пелевин, как никогда ранее едко, рассматривает американскую экспансию в исламском мире.
Автор описывает как американцы, теряя эффективность боевых действий в Афганистане из — за перманентных утечек информации в Wikileaks и, как следствие, упрёков в негуманных методах ведения войны, решают использовать искусственный интеллект в беспилотниках (дронах). Аппараты действуют очень эффективно вплоть до появления в Афганистане русского агента Савелия Скотенкова, получившего прозвище Аль — Эфесби. Он разрабатывает оригинальную защиту от дронов: пишет на земле лозунги, отвлекающие и дезориентирующие искусственный интеллект, что приводит беспилотный аппарат к аварии. Далее приведу цитаты из повести Пелевина, те самые радикальные до крайности «зенитные кодексы Аль — Эфесби», сводящие с ума ИИ беспилотного летательного аппарата.
«Я почти не знаю языка кяфиров, поэтому один из братьев перевёл мне примерный смысл написанного Аль — Эфесби. Он был таков — каждый человек, живущий на земле, может на закате дней сказать, что жил не зря, если он сделал одно из трёх дел — родил сына, посадил дерево и убил шортселлера (short selling — продажа ценных бумаг, товаров или валюты, которыми торговец на момент продажи не владеет) с Уолл — стрит. Можно убить валютного спекулянта из лондонского Сити, и этот подвиг тоже будет зачтён Аллахом. А лучше всего лишить жизни главного финансового аналитика какого-нибудь хедж — фонда с Каймановых островов, но Аллах мало кому посылает такое утешение и награду».
И ещё: «Брат, который переводил мне, сказал, что смысл здесь сложен и постигается им не до конца, но в целом сура подобна поэтическому вопрошанию, обращённому к среднему американцу. Суть её такова — о ты, нечестивый сын Рональда Макдональда и осквернённого им гамбургера, не тебя ли, подобно французскому гусю, с детства насильно кормили через электронную воронку, чтобы превратить твой мозг в самодовольную жирную опухоль? Не твои ли самые сокровенные мысли и желания спроецированы в твою душу с горящих адской плазмой панелей, не твои ли решения и вопросы просчитаны за тебя сонмами, ежесекундно просвечивающих твой вялый мозг, жрецов наживы? Всё, что ты знаешь о мире — это отражение заставки „Faux News“ в твоём прыгающем зрачке. И ты серьёзно считаешь, будто можешь что — то сказать о свободе гордым сынам пустыни, ежедневно идущим за неё на смерть?»
И просто красивый, поэтический оборот в прозе: «Сосредоточенные и суровые лица братьев поистине были прекрасны — казалось, мы древние воины халифата, возвращающиеся домой после праведного набега. Время летело стремительно, как слово Пророка, и вскоре вокруг сомкнулась блаженная вечерняя полутьма, а в небе засиял серп луны…»
В декабре 2011 года вышел постапокалиптический роман — антиутопия «S.N.U.F.F.».
Снафф-видео — это короткометражные фильмы, в которых показаны настоящие убийства, без использования спецэффектов. Распространяются для жестокого развлечения и ради денег.
В 2014 году в продажу поступил двенадцатый роман Пелевина «Любовь к трём цукербринам». Термин «цукербрин» — это синтез имён двух гигантов интернет — индустрии — Сергея Брина и Марка Цукерберга.
«Мир вливает в тебя свой гнойный тысячелетний яд, делающий тебя виновным перед тем самым миром, который его в тебя влил» («Любовь к трём цукербринам»)
Четырнадцатый роман Пелевина (2016 г.) — «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами».
«Война. Та самая большая и страшная искупительная война, которая опять зачистит все бухгалтерские книги. А воевать в ней, как вы, наверное, догадались, снова будете вы. Причем, скорей всего, сами с собой. При хорошем исходе у нас будет новый Бреттон — Вудс, а у вас новый День Победы. А при плохом… При плохом исходе в этой войне вместе с бухгалтерскими книгами сгорит весь мир. Но выбора нет…
… скажу вам прямо — если бы России не было, пришлось бы её придумать. Медведь в посудной лавке — это прекрасно. Гибридная война всех со всеми — именно то, что нужно… Европа сохраняет единство. НАТО выходит из кризиса» («Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»).
Надежда Кеворкова в своей программе «Джихад русской литературы. Пелевин. Чеченский фактор» в финале озвучила очень интересную мысль, основанную на диалоге Пелевина и Джемаля, что Пелевин адептом, без сомнения глубоко уважаемого им Ислама, отнюдь не является, наоборот — он скорее — оппонент… И это действительно крайне важно.
В новой своей книге «Непобедимое Солнце», помимо подчёркивания новых тенденций мирового развития, и предвидения последующих, помимо солёного юмора и горьких рассуждений о российской истории и современности, помимо вкусного экскурса в атмосферу Древнего Рима и рассуждений о реальном, не попсовом, современном буддизме и прочего, Пелевин замахнулся на описание сакральнейшего из сакрального — уничтожения мира, эона, реальности и описание создания нового временного цикла. Эта масштабнейшая идея — разрушение Бытия и сотворение его вновь, выдержана у автора практически целиком в буддийском ключе, не смотря на присутствие личностного Логоса (а точнее — двух божественных Логосов, по аналогии с Логосом Аполлона и Логосом Кибелы у Дугина) в этом процессе.
Реальность сворачивается в некую ленту Мёбиуса, рассыпается в прах и в тоже время переворачивается другой стор несколько видоизменённом виде, как новое вселенское яйцо в иерархически организованной системе бытия, в которой каждая ступень мироздания включает в себя несколько уровней миров. Это классический буддийский взгляд «трёх сосудов бытия». Обычно эта схема графически изображается в виде ступы, острая крыша которой сводится вверху в некой точке «неописуемого».
Реальность стирается, словно ластиком, невидимой рукой. Однако эта рука отнюдь не персонализирована. В контексте буддийской традиции, это просто игра всеобъемлющего пространства, которое беременно множественными мирами.
Чем же так важен Пелевин для современников? И особенно для нас — монотеистов. Честностью, свежестью, тонкостью, прямотой и оригинальностью. Ведь Пелевин ни на кого не похож и, при этом, ему удаётся всю свою жизнь писать одну единственную книгу. Книгу с одним смыслом, переданным в разных частях — от «Поколения П» до «Искусства лёгких касаний», от «Чапаева и Пустоты» до «Непобедимого Солнца»…
И даже если Пелевин — наш идеологический противник, это оппонент бесценный, ибо кто он такой, если не тонкий апологет буддийской философской школы миропонимания.
А знание методологии куфра всегда полезно и необходимо владеть этим знанием.
Эсхатологическая битва будет очень жестокой и трудной. На смерть сойдутся в противостоянии клуб традиционалистов и клуб радикалов. Кто победит в этом решающем сражении? Это зависит от каждого из нас.
НИКИТА БАРАНОВ