Мы стали забывать про Джокера. Но его пафос несогласия, арлекинизации, общей деструкции толкает и без того хромую эпоху в пасть хаоса.
Джокер предвестник эры смуты. Выход фильма был явлен нам на неспроста.
Скоморошество перетекло в политическую плоскость, джокеры утвердились в роли управленцев и хозяев дискурса. На сцене жизни идёт нескончаемая трагикомедия. «Ад пуст, все бесы здесь».
Но в этой перверсии есть одна примечательная тонкость, открывающая перспективу «новой вменяемости».
Смешение, хмурая, как ноябрьский день, балаганность создают возможности для прорыва тех, кто ещё вчера был закован в титановые латы безмолвия.
Люди «новой вменяемости» против цифровых джокеров. Эта та историческая коллизия, которая окропляет судьбы человечества кровью борьбы за смысл.
Джокеров вводили в политику сознательно. Зеленский, итальянское движение «Пять звёзд» комика Беппе Грилло, завоевавшее на парламентских выборах первое место в 2018 году, Макрон и, конечно же, Трамп — он венчал эту схему.
Арлекины умеют взаимодействовать с публикой, чьё восприятие реальности пикселезировано, низведено до сортирного уровня. Она любит клоунаду, разноцветный и пушистый популизм, тупой гогот, отдаёт им решение сложнейших проблем и сама устраняется в изоляцию.
Но за этой гримасой хохота и уничтожения серьёзности проглядывается ночь хаоса. Пока что мы переживем её сумерки — ковид-19, цифровой контроль, атомизацию и экзистенциальных страх жизни.
Клоуны и паяцы сделали своё дело. Дальше ход за палачами.
РУСЛАН АЙСИН