80 лет операции «Антропоид»: куфрология европейской политики

Почему я данную тему затронул? Потому, что это хорошая иллюстрация того, как делается западная политика. И вообще, нам следовало бы изучать в специальном разделе «куфрологии», как делается западная политика, потому что это всегда касается мусульман, иногда косвенно, но чаще всего непосредственно.

Что произошло? Операция «Антропоид» была разработанна британской спецслужбой SAS (англ. Special Air Service – Особая воздушная служба), хотя официально считается операцией чехословацкого правительства в Лондоне во главе с Бенешем. Был такой деятель, предпоследний президент первой республики Чехословакии. Последнего президента Гаху сочли незаконным, так как в марте 39-го года в Берлине он подписал аннексию, или как официально это называлось «протекторат Богемия и Моравия». А Бенеш перед тем ушел в отставку и парламент избрал Гаху.

Бенеш ушел в отставку, потом уехал в Лондон. Кстати, потом уже, в 1948 г., СССР шантажировал Бенеша тем фактом, что бегстве ему помогали советские агенты, тем самым вынудив уже самого Бенеша уйти в отставку. Так вот, Лондоне было объявлено правительство в изгнании, но оно было никем не признаваемо по той причине, что мюнхенские протоколы, подписанные осенью 38-го года в Мюнхене премьер-министром Британии Чемберленом и французским премьер-министром Даладье (соглашение предусматривало, что Чехословакия в течение 10-и дней освободит и уступит Германии Судетскую область), продолжали действовать несмотря ни на что, несмотря на войну, которую Британия уже вела с Германией после вступления в войну Франции. Но для того, чтобы признать правительство Бенеша, необходим был некий эксцесс, который бы подтвердил его легитимность.

И была разработана операция «Антропоид» по убийству кого-либо из первых лиц Протектората Богемии и Моравии. Чехословакия тогда была разделена в 39-м году после введения в действие документов, подписаных президентом Чехословакии Гаха. Чехословакия была разделена: в Чехии вводился Protektorat  Böhmen und Mähren (Протекторат Богемии и Моравии), Словакия отделялась с марионеточным правительством Тисо, а часть ее территории была отдана венграм (как союзникам).

Было решено провести некую диверсию на территории Протектората Богемии и Моравии, которая должна была вызвать серьезную реакцию немецких властей. Что в свою очередь должно было вызвать недовольство населения протектората, так как до того момента (до 42-го года) население было крайне лояльным, о чем не любят вспоминать. Население было крайне лояльным новым властям, несмотря на то, что второй протектор Богемии и Моравии Рейнхард Гейдрих вроде бы проводил политику репрессий, преследовал подполье некое (да, такие факты были, были и казни). Но тем не менее большая часть населения была лояльна, надо было вызвать карательные мероприятия в отношении населения. Главной целью было не убийство чиновника само по себе, а целью было вызвать карательные репрессии и, соответственно, встречное недовольство населения.

И так, они выбросили троих парашютистов – подготовленных диверсантов. Промахнулись немного, поэтому им пришлось длительное расстояние пройти пешком. Им было запрещено устанавливать связи с подпольем, но тем не менее они это сделали в силу того, что операция с самого начала пошла не так. Из всех предложенных целей был выбран Гейдрих, хотя уже сами диверсанты, которых выбросили на территорию Чехии, обращались в центр (в Лондон) с просьбой поменять цель, так как именно убийство Гейдриха вызовет наиболее кровавую реакцию немецких властей. Но Бенеш своей именной радиограммой велел им действовать по Гейдриху.

Гейдрих тоже довольно-таки непростая личность. Считается, что он был любимцем Гитлера. Может быть поэтому в рейхе его не очень любили, особенно в командовании армии и высшем политическом руководстве. Не нравился по разным причинам: во-первых – выскочка, стремительная карьера (он метил на роль «второго человека» империи). При этом упорно распространялись слухи о его еврейских корнях, что какой-то его прадедушка еврей. Он вообще родом из Саксонии, из Лейпцига, потом семья переехала в Дрезден. Но Гейдрих утверждал, что этот еврей был отчимом его деда, а не его кровный прадед. И вот такие слухи не добавляли ему авторитета в этой среде. Тем не менее считается, что Гитлер его поддерживал.

Гейдрих был участником известной Ванзейской конференции, где были приняты негласно планы по окончательному решению еврейского вопроса (нем. Endlösung der Judenfrage). До этого не знали, как решить еврейский вопрос, вроде бы в рейхе были разные мнения, а тут Гейдрих со своим предложением: ныне он считается автором этого окончательного решения. И было решено Гейдриха убить. Гейдрих ездил без охраны, так как немного презрительно относился к чехам и по слухам называли их «вонючками» за то, что якобы чехи не любят мыться (есть в некоторых источниках данное утверждение).Это в принципе нормально для «соседей», относиться друг к другу свысока (соседи обычно недолюбливают друг друга, и особенно распространено в Центральной Европе, где такая «чересполосица»). Потом считается, что Гейдрих совершил святотатство, надев корону Святого Вацлава на себя чуть ли не в храме Святого Вита, тем самым он осквернив самую главную реликвию коронационную чешского народа.

В общем Гейдрих был идеальной целью: ездит с одним водителем без охраны в открытом ландо (лимузин с открывающимся верхом). И маршрут его всегда известен, так как он жил за городом с семьей в замке и оттуда добирался до Праги на автомобиле. Было решено устроить засаду на съезде с трассы на Пражский Град в районе Голешовице (чеш. Holešovice). Как обычно, все пошло не по плану – заклинило пресловутый английский пистолет-пулемет, так как его держали в мешке с соломой для маскировки. Пришлось стрелять из резервного пистолета и бросать гранату. Гейдрих начал отстреливаться, несмотря на окрики собственного водителя, который хотел уехать, и если бы они сделали, то его можно было бы спасти. Но Гейдрих вышел из машины и, начав стрелять вдогонку диверсантам, не заметив своей раны. Он оказался ранен в селезенку даже не пулей, а осколком обшивки двери своего автомобиля. Пробежав некоторое расстояние за покушавшимися, он потерял сознание. Так как водитель погиб, прошло ещё некоторое время, пока кто-то из свидетелей вызвал полицию и Гейдриха доставили в госпиталь. В госпитале он шел на поправку, но когда вызвали некоего известного медика из Берлина  и тот ввел ему лошадиную дозу морфия, рейхспротектор Богемии и Моравии умер (некоторыми исследователями предполагается, что это было замаскированное убийство).

Естественно, это вызвало ответную карательную реакцию – тысячи людей были репрессированы, сотни убиты, кого-то отправили в концлагерь. В селении Лидице, недалеко от Праги, вообще были уничтожены все мужчины. Вообще подполье было разгромлено, а этих троих диверсантов не могли найти, но их выдал четвертый диверсант, которого казнили уже после войны. Он так и не признал себя виновным, так как считал, что эта операция принесла много вреда чешскому народу. Этот диверсант выдал их местонахождение, они прятались в храме православной церкви Кирилла и Мефодия, в крипте (в подвале). В общем, эту церковь штурмовали, этих несчастных диверсантов убили, и они – герои новейшей истории страны, действительно герои.

После этого правительство в изгнании было признано в Лондоне и признано даже Сталиным, хотя оно было буржуазным. Сталин подождал пока сын первого президента Масарика умрет (то ли самоубийство, то ли убийство замаскированное: выбросился из окна МИДа) и только после этого, в 48-м году, провел в Чехословакии коммунистический переворот. Бенеша, как было сказано, шантажом принудили подать в отставку. Естественно, после убийства Гейдриха правительство Бенеша признали другие союзники, Британия и Соединенные Штаты, и он возглавил Чехословакию после освобождения, после деоккупации (новой оккупации, если говорить на чистоту).

Так вот, Бенеш печально известен тем, что он издал декреты, по которым отсюда были депортированы все судетские немцы (и не только немцы). Декреты были приняты Бенешем самолично (выборы в парламент ещё не были проведены) на волне «освобождения Чехословакии от тирании германского нацизма». Вместе с немцами были депортированы мадьяры и даже, под видом мадьяр, цыгане, которые проживали массово на территории Словакии, немало их было и в других частях страны. Но в основном это были немцы – их было более трех миллионов, это большое количество (по оценкам некоторых источников их было даже более трех миллионов). Судетская область – это то, с чего начался весь европейский кризис, приведший ко Второй мировой войне. Немцев было много, и они занимали пограничную часть Чехии, которая граничила чуть-чуть с Польшей, большей частью с Саксонией, Баварией и Австрией. Это был самый промышленно развитый регион, там было много предприятий.

Всех немцев изгнали буквально в считанные дни. Где-то десять процентов в ходе депортации погибли, и это называется «марш смерти», так как изгоняли буквально с узелком вещей, который можно унести в руках. Многие погибали от голода, и были факты расправ. Некий бывший полицай, то есть служивший режиму (это произошло в Словакии), остановил поезд, высадил целый вагон этих немцев (который вез их до границы, откуда бы они шли пешком) и всех расстрелял. Расстрелял всех пассажиров, включая женщин и детей. Таким образом, этот бывший полицай выражал лояльность новой власти. Были такие случаи расправ, единичные и массовые, например, известный «Устецкий расстрел». Были случаи массовых самоубийств, о которых писал даже генерал Серов.

Генерал Серов работал заместителем коменданта оккупационных властей советского сектора. Когда пришли сведения о многочисленных самоубийствах, он лично приехал проверить (это человек, который выселял чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, калмыков, немцев Поволжья; он был сам по себе палач). Он был поражен массовостью самоубийств среди немцев, которых прогнали через границу Чехословакии и оккупированной Германии, и там они не имели никакой возможности выжить, потому что у них не было пропитания. Так как это была оккупированная территория, их некому было поддержать. Они просто кончали с собой, резали бритвами себе и близким вены. Этот эпизод генерал Серов описал в своём отчёте о поездке на чехословацкую границу.

К чему я это все рассказываю? Эта депортация, как сейчас открывается по некоторым публикующимся после снятия грифа секретности документам, всё вот это изгнание судетских немцев планировалась Бенешем и его коллегами задолго до самого события. Еще в переписке начала 40-го года об этом говорилось, что «…после того, как будет разгромлена нацистская Германия, мы должны будем избавиться от всех немцев на нашей территории». То есть она планировалась и этот план осуществился последовательно в течение пяти лет, через операцию «Антропоид» в том числе.

Вот как делается европейская политика, вот она куфрология европейской политики. Что тут: глубокое планирование, абсолютный цинизм, использование таких шокирующих фактов – вроде массового убийства или каких-то карательных операций в своих целях. Это все было запланировано! Это типичный образец европейской политики. При том, что судетские немцы на этой территории – те кого называли потом «судетскими немцами» – проживали столетиями, они и выстроили в основном промышленность этого региона, все эти предприятия. Просто когда после Первой мировой войны президент США Вильсон и его сподручные союзники проводили границы, первый президент будущей Чехословакии Масарик (который был мужем дочери его секретаря) имел к Вильсону прямой доступ и  при этом хорошо говорил на английском. Это он показал американскому президенту, что «вот здесь наша территория». И Вильсон просто подписал эти границы, включавшие в Чехословакию Судетскую область с немецким населением, и эти три с половиной миллиона человек спустя всего четверть века были изгнаны со своей земли.

МУРАТ ТЕМИРОВ