К теме деколонизации постсоветского центрально – азиатского, кавказского и российского мусульманского пространства я бы хотела поговорить о современном кинематографе.
События войны между Россией и Украиной, признанной мировым сообществом как война антиколониальная, ведомая украинским народом против российской военной агрессии и экспансии, ускорили процессы общей деколонизации на всём постсоветском пространстве.
Деколонизацию общественного сознания в постсоветских мусульманских землях в странах ЦА, Кавказа, Урало-Поволжья.
И если в Украине вовсю сносят памятники так называемым «великим русским» — поэтам, писателям, полководцам всех эпох – от времен Очакова и до маршала Жукова, то в странах ЦА этот процесс больше перемещён в пространство научного и общественного дискурса.
В Украине к этому времени уже снесли памятники поэту А.Пушкину, императрице Екатерине 2 Великой, памятники советским маршалам – героям Великой отечественной и т. д.
В странах же ЦА все эти события на востоке Европейского континента толкнули исследователей на широкое развитие деколониального дискурса во всех сферах жизни. В этот процесс сейчас активно вовлечены прежде всего национальная интеллигенция, молодёжь. В Кыргызстане проводятся семинары, круглые столы, идёт работа над восстановлением памяти о колониальной эпохе и её переосмыслении.
Ниже речь пойдёт о кинематографе.
Сила визуализации, если это сделано талантливо и красиво, с участием великолепных актеров, имеет огромное воздействие на умонастроения масс.
И тут можно немного погрешить против фактов, истинных событий, но подача материала закладывает некий шаблон восприятия о тех или иных политических событиях или персоналиях исторического времени в сознании людей.
Распространяются популярные фильмы через кинотеатры и интернет пространство с огромной скоростью, охватывая многомиллионную аудиторию как в стране, так и за рубежом.
Кыргызский игровой фильм «Курманжан датка» можно по праву отнести к таким явлениям.
Деколонизация общественного сознания заложена в основе фильма, посвященного истории военного завоевания и установления Российской колониальной власти в горах Тянь-Шаня и Алая среди южных кыргызских племен во второй половине 19 века. Герои и персонажи вызывают сильные эмоции у зрителей.
Отступлюсь и скажу, что к сожалению, эта тематика не получила своего продолжения.
Хотя общественный спрос огромный, но давно обещанного игрового фильма об истории жизни и деятельности другого ключевого исторического персонажа эпохи российского завоевания и колонизации северных кыргызов манапа Шабдана батыра, на который кстати говоря, был заложен огромный бюджет, так и не сняли. Прошли слухи, что деньги попросту распилили недобросовестные чиновники от искусства. Писали, что за снятие фильма о Шабдан батыре отвечал режиссёр Шер Нияз.
Ведь деколонизация общественного сознания в бывших или постколониальных странах имеет множество локальных особенностей в разных уголках мира.
Не будем забывать, что не только Российская империя шла столетиями железной пятой по народам и землям мусульман, но это же делали и другие империалистические страны Европы на Среднем и Ближнем Востоке, где уже более тысячелетия царила исламская цивилизация.
И тут есть место для проведения исторических параллелей, что называется к месту и времени.
Изучение политических процессов в других регионах, проходящих одновременно с процессами в наших странах постсоветской ЦА, представляет собой огромный политический и исследовательский интерес, а также имеет свое прикладное и методологическое значение.
Здесь я хочу остановиться о столетней борьбе алжирского народа против французского завоевания и колонизации в арабском Магрибе.
Она началась с эпохи Наполеона в начале 19 века и завершилась уже после окончания Второй мировой войны победой алжирского народа и создания суверенного Алжира.
Будучи в Берлине, я просмотрела игровой художественный фильм, посвященной героине алжирского антиколониального сопротивления
Её звали Lalla Fadhma N’Soumer.
Фильм этот есть в интернете. Он на французском языке, но наверное, можно включить функцию перевода, если кто-то желает его посмотреть. Ссылка на фильм приведена ниже. Не помешало бы нашим чиновникам от Минкультуры Кыргызской республики сделать к этому фильму субтитры с переводом на русский или кыргызский язык и пустить его на широкий экран.
Картина эта яркая, красочная, насыщена историческими событиями. Хорошо передан национальный колорит алжирского общества того времени. Игра актеров великолепная.
Судьба этой неординарной арабской женщины мне напомнила о судьбе нашей Алайской царицы Курманжан датки, причем в прямом смысле.
Этих двух женщин объединила общность судеб сотен тысяч мусульманских женщин, которые должны были подчиниться воле суровых отцов, выходить замуж очень молодыми и не по любви, и жить какое-то время с деспотичными мужьями. Таков обычай и нормы того сурового времени.
Но этих женщин также объединяет и тот примечательный факт, что обе они нашли в себе силы и мужество уйти от нелюбимых и жестокосердных мужей, не боясь общественного обсуждения или порицания, а потом встретить свою настоящую любовь и бороться за своё право на женское счастье.
И фоном проходит общая тема — вооруженная борьба с колонизаторами — чужеземцами как в Алжире, так и Кыргызстане, и она становится переломным в их трагических судьбах.
И Курманжан датка, и Лалла — Фатьма теряют своих любимых мужей и сыновей в этой неравной борьбе и вынуждены сами возглавить её.
Конец жизни этих выдающихся женщин драматичен: Курманжан доживает до глубокой старости в одиночестве, и умирает на руках своих сородичей, тоскуя по убитым любимым мужу и младшему сыну, по оставшимся сыновьям в далёкой царской ссылке в Сибири.
А Лалла-Фаттма была схвачена в плен после ожесточенного сражения, её подвергли пыткам, а потом казнили французские колониальные власти.
Сколько ещё таких мужественных алжирских женщин сгинуло во французских колониальных казематах, оставшись в безызвестности?!
И что мы знаем об их жизненных историях?!
Изучение истории на реальных судьбах людей имеет двойной эффект воздействия на деколонизацию сознания масс.
И сила кинематографа здесь просто неоценима.
ЧЫНАРА ИСРАИЛОВА-ХАРЬЕХУЗЕН